«Тёплое дерево лучше металла». Александр Абрамов о дружбе, бизнесе и о том, как решился оставить хорошую должность ради мастерской
В рамках спецпроекта «Первые в деле» мы продолжаем знакомить вас с предпринимателями нашего региона, которые успешно развивают уникальный бизнес и обращаются за поддержкой к нам, в Центр «Мой бизнес» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Мы хотим не только познакомить вас с их историями, но и вдохновить на открытие собственного дела.
Александр Абрамов рассказал об уникальном бизнесе, который он ведёт вместе с друзьями - калужской мастерской «Древень». Они создают деревянную посуду и предметы мебели для ресторанов, баров и дома. В этом году после бизнес-миссии в Калининград, организованной Центром «Мой бизнес», мастерская получила заказы на поставку деревянных разборных столиков и подставок для сумок. Владельцы мастерской продолжают выходить на новые рынки и расширять производство. С чего всё началось? Существует ли дружба в бизнесе? И как любовь к пиву обернулась созданием мастерской? Читайте в нашем материале.
НАЧАЛО «ДРЕВНЯ»
Александр Абрамов: «В 2015 году мы с друзьями открыли магазин-бар разливного пива на 30 квадратных метров с 7-ю местами. Нашим подходом всегда было - делать качественный продукт в уютной атмосфере. Через год мы переехали в помещение побольше, открыли кухню, второй зал и летнюю веранду.
На 5-й год существования бара нам понадобилась деревянная посуда – нравилась нам эстетически и подходила по концепции. Я, будучи начальником управления по развитию бизнеса в ПАО «Силовые машины», захотел применить свои знания для развития собственного бизнеса. Ковид показал, насколько важно иметь разнообразные источники дохода. С интересом к дереву и ресторанному делу мы решили заняться деревообработкой, купили станок с ЧПУ, арендовали 8 квадратных метров и начали производство, создавая посуду для себя. В 2020 году открыли ИП.
Сейчас мы производим все, что необходимо ресторанам: доски для пиццы, мяса, хлеба, тарелки, салфетницы и другое. Индивидуально подходим к каждому заказу, проектируем и согласовываем нюансы, создавая тестовые образцы. Наша цель — соответствовать уровням ресторанов со звездами Мишлен. Миссия «Древня» — предложить лучшую посуду из дуба для лучших представителей индустрии гостеприимства и ценителей качественных товаров по всему миру через совершенствование технологий и компетенций.
Бизнес я веду с троюродным братом Сергеем Капитоновым и другом Вячеславом Леденевым - он учился в школе вместе с Сергеем. 9 лет назад мы просто любили хорошее пиво и мечтали заниматься чем-то своим и вместе. В условиях очень ограниченных финансов выбор пал на открытие магазина-бара крафтового пива в стилистике фэнтези, который в последствии перерос в полноценное большое заведение – таверну «Кузня».
ЧТО БЫЛО «ДО»
Каждый из нас строил карьеру: я - инженера, Вячеслав - журналиста и пиарщика, Сергей - юриста. У меня два высших образования МГТУ им. Н.Э. Баумана: по турбиностроению и информационным технологиям. После института работал на «Турбинке», начиная с должности испытателя турбин. Затем стал зам. начальника отдела менеджмента качества, а позже возглавил новое подразделение «Центр развития бизнес-системы».
За 2 года работы на заводе с 6:00 до 22:00 я приобрел ценный опыт в оптимизации бизнеса на производстве, но из-за напряженного режима и стресса у меня возникли проблемы со здоровьем: я набрал 40 кг, появилась астма. В итоге я решил уволиться и полностью перейти в наш бизнес. Мне важно развиваться, улучшать процессы и решать проблемы, а теперь от моих решений зависит успех моего бизнеса, а не чужого.
Так мы начали заниматься производством, опираясь на опыт оптимизации, знания бережливого производства, юридическую подкованность и любовь к дереву. Фэнтези-тема также важна: Древень, изображенный на логотипе, — это энт из «Властелина колец» Толкина. Мы вдохновляемся эльфийским словарем, когда придумываем названия для изделий.
БИЗНЕС ПО-ДРУЖБЕ
Многие считают, что вести бизнес с друзьями рискованно, потому что конфликты могут навредить как дружбе, так и делу. Тем не менее, каждый день мы стараемся опровергать этот стереотип. Плюсы работы с друзьями следующие:
- Доверие: знакомы давно, можно полагаться друг на друга.
- Разный взгляд на вещи: разные подходы и опыт помогают всесторонне оценить задачи.
- Легче вести бизнес: разделение трудностей уменьшает психологическое давление.
- Минимизация рисков: бывает, что я в порыве эмоций от развития могу предложить рисковое решение, озвучиваю его партнерам, они помогают трезво оценить рисковые решения.
Судьбоносные решения принимаем голосованием, благо нас трое, равенства голосов не будет. Важны аргументы, все стремятся найти оптимальное решение, а не навязать свое мнение.
Но есть и минусы!
Риск конфликтов в бизнесе существует из-за несоответствия ожиданий и разницы в доходах. Это может привести к обидам и разрушению совместного дела. Но мы помним об этом, не копим негатив и открыто обсуждаем проблемы. Установили равные доли и стремимся поддерживать друг друга, развиваясь вместе.
ПОЧЕМУ ДЕРЕВО?
С металлом я работал на заводе, запах, холод металла мне не нравился, а от дерева идет теплая энергетика, домашняя атмосфера. «Дуб» символизирует силу, прочность и красоту, поэтому мы выбирали его. Фанера, сосна и ель ассоциируются у нас с низким качеством. А дуб прочен, антибактериален и доступен по цене.
Мы покупаем дуб в Москве: цена растет, но с поставками пока проблем нет, хоть поставщики и жалуются на нехватку качественного материала. Импортные масло и клей доступны. Однако есть трудности с ручным электроинструментом — известные бренды исчезли, а оставшиеся быстро ломаются при ежедневном использовании.
Для нас очень важен экологический момент, люди нам доверяют, едят из посуды, которую мы произвели сами. Мы используем экологичные материалы, масло и клей сертифицированы для контакта с пищей. Посуде нужен особый уход, нельзя мыть в посудомоечной машине, замачивать. Периодически нужно пропитать маслом, хотя бы раз в год.
О ПРОИЗВОДСТВЕ
Процесс производства следующий: поступает заказ от Клиента, определяем необходимые изделия и сроки. На участке заготовки формируем полуфабрикат, используя фуговально-рейсмусный станок для получения ровной доски. Затем нарезаем заготовку на пильных станках, обрабатываем на ЧПУ или вручную, гравируем логотип и покрываем маслом. После сушки – упаковываем.
Оборудование мы используем китайское, оно самое доступное по цене и обладает характеристиками, которые нас устраивают. В настоящее время площадь производства составляет около 120 квадратных метров, и мы начинаем работать во 2-ю смену для эффективного использования ресурсов. Наша цель — построить завод на 1000 квадратных метров с персоналом от 100 человек, чтобы перейти из МСП в социально значимое предприятие и приносить пользу и нашему городу, и обществу.
Организовать производство непросто. С другой стороны – что сейчас легко? Вся жизнь – это борьба, ничего само не даётся, нужно все брать самим. Если у тебя «режим строительства» как в компьютерной игре, и неограниченное количество денег, то ничего сложного. Важно уметь грамотно использовать текущие ресурсы и возможности, чтобы выполнять обязательства перед Заказчиками и сотрудниками, а также постоянно развиваться.
Правила, в таком случае, очень простые:
- мечтай о великом;
- выявляй узкое место и расширяй его;
- делегируй, обучай, развивай;
- выявляй потери, улучшай процессы;
- относись к своим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Нужно создать условия такие, чтобы сотрудники гордились мастерской.
В нашей мастерской работает команда из нескольких специалистов: я, ИП, занимаюсь развитием бренда, поиском клиентов и оптимизацией процессов, также иногда помогаю команде, хотя делаю это хуже профессионалов. Соучредители Вячеслав и Сергей отвечают за развитие бренда и спонсорство. Армен, руководитель производства, планирует и контролирует работу персонала и оборудования. Светлана, руководитель отдела продаж, обрабатывает запросы клиентов. Также у нас есть операторы станков с ЧПУ Андрей и Марго, заготовщик Ростислав, который создает заготовки, и шлифовщик Дмитрий, шлифующий изделия перед пропиткой. Дмитрий и Михаил работают во вторую смену и помогают по всем направлениям.
Что касается дизайна, мы изготавливаем изделия по заказу клиентов, анализируя их идеи и присланные фото. Мы любим сложные заказы, такие как трехмерная доска с горным рельефом, которую проектирует наш мастер ЧПУ Андрей в программе для скульптинга. Чем креативнее, тем лучше.
Наша продукция ценна тем, что уникальна и не поддается повторению. Дерево позволяет создавать посуду любой формы, размера и цвета, а также добавлять рельеф и узоры. Оно прочное, не разбивается, легко реставрируется и при должном уходе всегда выглядит как новое.
КОНКУРЕНЦИЯ = РАЗВИТИЕ
Мы анализируем конкурентов и стремимся быть лучшими. Наше конкурентное преимущество в том, что мы делаем не только товары из каталога, а делаем все, что клиенту в голову приходит, и оказываем пожизненную поддержку изделий, если вдруг развалятся, мы бесплатно меняем. Например, мы разработали крутящуюся подставку, которая сломалась под нагрузкой, и за свой счет сделали новую партию с улучшенной технологией.
Конкуренция – это здорово, это стимулирует развиваться, раньше у нас был маяк в развитии – калужская мастерская, с 8-летним опытом работы. Но после того как большинство сотрудников оттуда перешли к нам, у нас новый ориентир - мастерская, которая делает на маркетплейсах по 8 млн в месяц.
КАК ПРОДАТЬ?
В основном мы работаем на заказ, развиваем маркетплейсы и рекламу в Яндексе, посещаем выставки и бизнес-миссии через Агентство развития бизнеса, ищем оптовых клиентов, поскольку масштаб важнее штучных продаж. Много ли у нас заказов? По сравнению с небольшими мастерскими - много, но меньше, чем у заводов. Наша посуда популярна среди клиентов по всей стране и за рубежом, включая рестораны со звездами Мишлен в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.В Калуге мы не рекламируемся, благодаря личным связям с местными ресторанными клиентами, такими как Паб 102 и Ташир, Профтесто, Салденс, Гринвуд, и др.
Сейчас наша валовая выручка – от 2 до 3,5 млн руб. в месяц, около 1500 изделий в месяц примерно мы продаём. Дерево и работа довольно дорого обходятся, т.к. мы закупаем самое лучшее сырье и нанимаем только лучший персонал, поэтому маржинальность выходит около 30%.
Иметь стабильно растущую прибыль с деревянной посуды – реально, мы покрываем все затраты и зарабатываем на этом. Но сталкиваемся с колебаниями выручки – то заказов на 1,5 млн, то на 3,5млн, и все наши свободные деньги мы вкладываем в развитие. Бывает, запускаешь более масштабные процессы, потом приходится тормозить, когда продажи падают и адаптируешься, выкручиваешься.
Важно и уложиться в сроки заказчика, и сотрудника работой обеспечить, и зарплату достойную заплатить, эти «качели» мы пытаемся нивелировать маркетплейсами, но тут тоже не все так просто, т.к. маркетплейс –это минимальная цена и людям не важно, какие ты материалы используешь. Если твоя доска стоит больше, чем доска, покрытая вазелином, купят ее, а потом уже поймут, что она развалится через месяц. Но мы не меняем подхода к качеству, стараемся количеством сокращать себестоимость за счет сокращения потерь в производстве.
Экономические изменения в стране влияют на наш бизнес, но мы адаптируемся. Сначала пропали поставки масла и клея, возросла цена на материалы, однако запасы помогли пережить переходный период. Поставки возобновились, и заказчики адаптировались к новым ценам. Блокировка некоторых соцсетей тоже повлияла на бизнес. Раньше 5000 рублей на рекламу приносили 20-40 клиентов в день, а теперь, несмотря на готовность инвестировать больше, этого достигнуть невозможно. Мы ищем клиентов через Яндекс и на выставках.
Есть проблема в закупке ручного электроинструмента, выбрасываем кучу денег в китайские шлиф. машинки, но они долго не живут, пока проблема открыта из-за санкций. Адаптируемся, не сдаемся, все равно ищем новые рынки, главное работать, а там - все получится.
С ПОДДЕРЖКОЙ ПРОЩЕ
Без господдержки мы бы не сделали бизнес вообще. Мы открыли мастерскую в год ковида с ограниченными финансами. Получили субсидии: 122.222 руб. от Агентства развития бизнеса, 96.000 руб. на циркулярную пилу от Центра занятости. В 2021, 2022 и 2023 годах получали субсидии через Агентство на покупку оборудования.
Ежегодно берем льготные кредиты в Фонде поддержки предпринимательства Калужской области, на память - около 8 кредитов под низкий процент на покупку оборудования. Посещаем выставки, это нам дает очень сильный подъем в заказах. Мы благодарны государству за поддержку и стремимся стать крупным производством, чтобы вносить больший вклад в экономику региона.
Летали в Грузию от Центра поддержки экспорта, сейчас находимся на стадии переговоров, в ожидании контрактов.
А недавно ездили в Калининград от Центра «Мой бизнес». Поездка прошла успешно, заключили контракт с отелем на 120 тыс. руб., сейчас в работе от них еще один заказ. Планируем и дальше принимать участие в бизнес-миссиях, так как это приносит реальные заказы. Любое мероприятие такого плана не лишнее, даже если нет быстрого эффекта, никогда не знаешь какая встреча принесет тебе новые возможности, поэтому используем все, что возможно.
ВДОХНОВЕНИЕ
Что меня вдохновляет? Чувство того, что от твоей работы люди где-то испытывают «WOW-эффект» от подачи блюда. Осознание того, что лучшие в своем деле используют товары нашего производства, чувство поддержки от команды, от друзей, партнеров. Понимаешь, что вместе преодолеем любые трудности. Хочется, чтобы бренд «Древень» стал известен в России и за ее пределами. Стремимся стандартизировать бизнес-процессы, сократить затраты и запустить линейку дешевых массовых досок, оставив индивидуальные заказы для лучших ресторанов.
Материал подготовила Юлия Лапина