История успеха: Софья Сёмина
Мы продолжаем знакомить вас с нашими молодыми амбассадорами! Это – шанс показать себя молодым начинающим предпринимателям, которые решили развивать своё дело и обратились за поддержкой к нам, в Центр «Мой бизнес» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Мы хотим не только познакомить вас с их историями, но и вдохновить на открытие собственного дела!
Сегодня мы рады представить вам Софью Сёмину - владельца калужской кофейни «Посткультура». Девушка открыла свой бизнес в 20 лет и успешно продолжает развивать его, создавая вокруг кофейни интеллектуальное комьюнити. И всё это с учётом того, что в городе постоянно открываются новые заведения, которые пытаются завоевать внимание и признание калужан и гостей города. О том, как начался бизнес-путь Софьи, чем уникальна «Посткультура», с какими трудностями и стереотипами сталкиваются молодые предприниматели, о родителях и команде, — читайте в нашей статье.
Софья: «Я магистр Философского факультета МГУ по направлению «Реклама и связи с общественностью». Недавно защитила свою диссертацию о коммуникационном консалтинге для малого и среднего предпринимательства. В главном здании МГУ в июне я получила красный диплом из рук ректора. На бакалавриате я также обучалась на Философском факультете. Так что по специальности я пиарщик и философ, консультант по стратегическим коммуникациям.
С 13 лет я проводила в Калуге музыкально-поэтические вечера, была координатором в проекте «Поэтическая Среда», очень любила организовывать культурные ивенты. Кофейня – прекрасная площадка для реализации такой творческой деятельности, и делать мероприятия бесплатными для людей - хорошая возможность для бизнеса. Потому что все экономические процессы ложатся на кофе, у которого прекрасная маржинальность.
Меня поддержал мой отец, он предприниматель, соучредитель Калужского завода «АвтоТрейд». Ему понравилась моя идея, потому что на примере маленькой кофейни можно потренироваться во всех процессах «производства» на небольших суммах. Мне вообще очень сильно помогли родители. Моя семья стала инвестором этого проекта. Они выделили мне определенную сумму денег и отец заключил со мной договор. По нему мы работаем всё время: каждый месяц я отдаю ему 50% прибыли. Их инвестиция стала очень хорошим подспорьем и базой. Мне не пришлось занимать деньги у сторонних организаций, поэтому не так страшно было ошибиться. В общем, мне очень помогла моя семья. И в том числе, в принятии каких-то первых стратегических решений, потому что было тяжело переходить из позиции студента-академиста в управленца и нанимать первый персонал, принимать быстрые важные решения.
Честно, я не могу себе представить лучшей предпринимательской школы, чем когда твой родитель может передать тебе какой-то скилл на опыте, на практике. Это самый лучший университет.
Начать бизнес было несложно, потому что духа авантюризма было много, и из-за дистанционного учения в университете было много свободного времени. Правда, было рискованно из-за того, что это был 20-й «ковидный» год и я не имела опыта работы в общепите. Я осознавала, что мне нужен хороший шеф-бариста, хороший менеджер, по сути - директор, который именно будет тащить на высоком уровне весь кофейный сюжет. И вот с поиском такого подходящего человека, конечно, были проблемы, но и этот вопрос со временем решился.
Первая команда, которая у меня была, удивительно подходила к ситуации запуска проекта, потому что мы работали буквально круглыми сутками. Ты в 12 часов возвращаешься домой, в 8 утра просыпаешься, и всё, идёшь опять работать. Было очень классно и здорово, но напряжение было очень большое, и психологическое и физическое. Сейчас это всё вспоминается, как очень классный драйвовый опыт, второй раз уже так никогда не будет.
Но если бы можно было перенестись во время, когда стоял выбор открыть кофейню или что-то другое, я думаю,что я бы снова открыла «Посткультуру», учитывая все её сегодняшние перспективы. Если говорить про частности, был бы другой логотип, визуальная общая канва была бы немного иная. С точки зрения кофе ничего бы не поменялось, просто меньше времени потратили бы на постановку кофейных процессов. Как социокультурный проект в сфере креативных индустрий, «Посткультура» была бы еще наглее, еще масштабнее, потому что сейчас более широким взглядом уже на это смотришь и понимаешь, в какую сторону двигаться.
Можно освободившуюся сумму пустить на развитие, на проведение мероприятий. Трудно было поверить поначалу, что это вообще возможно: ты просто делаешь свое дело и получаешь от государства дополнительные средства для развития бизнеса. Мне очень жаль, что, начинающие предприниматели часто не знают о том, что можно обратиться за господдержкой. Это хороший инструмент для качественного роста, особенно для начинающегося бизнеса.
А тем, чтобы кофейня регулярно работала, каждый день открывалась, варила кофе и просто функционировала, занимается сейчас мой директор - Надя. Мы с ней находимся на связи ежедневно, просто уже как родственники. При этом я занимаюсь стратегическими вещами, организацией наших дополнительных активностей, которые не связаны непосредственно с работой кафе.
Мы привыкли все-таки быть некой школой, мы очень любим брать людей без опыта и обучать их с нуля. Нам очень нравится это делать, потому что в таком случае мы получаем изначально неуставшего от общепита человека и есть вероятность, что он останется у нас на длительный срок. Было бы здорово нам всем нашим кофейным комьюнити работать вместе над эти вопросом- мы готовы вносить свою лепту в этот процесс.
Что меня вдохновляет? Если самое главное в проекте — это люди, то самое вдохновляющее — это те истории и сюжеты, которые у нас с вместе с ними проживаются и случаются. А ещё это наши творческие встречи, когда у людей в буквальном смысле зажигается сердце, и это просто видно в их глазах, они говорят об этом. Из таких примеров, вдохновляющих каких-то сюжетов, могу рассказать про то, как мы приглашали дважды в рамках фестиваля «Циолковский Фест» философа, профессора МГУ, преподавателя онтологии и теории познания Полякову Светлану Викторовну.
То, что кофейня - дело всей моей жизни я сказать не могу. Я занимаюсь разной деятельностью, от поэзии и книжных клубов до бизнес-консалтинга и постоянного обучения в разных сферах. Я думаю, что лучше узко не замыкаться в своей специальности и в своей деятельности. Это очень важный момент для владельца, для руководителя проекта, потому что ты всегда можешь посмотреть на то, что происходит свежим взглядом. Не замкнуться, не запереться в ежедневной рутине того, что в проекте происходит. А всегда на него смотреть объективно, как бы со стороны. Классно быть гибким, сохранять критическое мышление.
Мы открыты к сотрудничеству. Очень любим участвовать во всевозможных выездных мероприятиях, с кейтерингом, временной точкой. Очень ждем стрит-фуд фестиваль «Калуга.Улица. Еда.» в августе. Надеемся, что нашу заявку примут и мы сможем в нем поучаствовать. В прошлом году, например, нас позвали наши дорогие поставщики, любимые наши контрагенты, обжарщики «Сварщицы», поварить кофе на забеге на Яченском водохранилище. Еще мы стояли на заводе «Элмат», там была «Ночь заводов». Мы очень рады, что нас довольно часто и в разных форматах приглашают. Вот как такая кейтеринговая, выездная, кофейная история.
Беседовала Юлия Лапина
Сегодня мы рады представить вам Софью Сёмину - владельца калужской кофейни «Посткультура». Девушка открыла свой бизнес в 20 лет и успешно продолжает развивать его, создавая вокруг кофейни интеллектуальное комьюнити. И всё это с учётом того, что в городе постоянно открываются новые заведения, которые пытаются завоевать внимание и признание калужан и гостей города. О том, как начался бизнес-путь Софьи, чем уникальна «Посткультура», с какими трудностями и стереотипами сталкиваются молодые предприниматели, о родителях и команде, — читайте в нашей статье.
Софья: «Я магистр Философского факультета МГУ по направлению «Реклама и связи с общественностью». Недавно защитила свою диссертацию о коммуникационном консалтинге для малого и среднего предпринимательства. В главном здании МГУ в июне я получила красный диплом из рук ректора. На бакалавриате я также обучалась на Философском факультете. Так что по специальности я пиарщик и философ, консультант по стратегическим коммуникациям.
С 13 лет я проводила в Калуге музыкально-поэтические вечера, была координатором в проекте «Поэтическая Среда», очень любила организовывать культурные ивенты. Кофейня – прекрасная площадка для реализации такой творческой деятельности, и делать мероприятия бесплатными для людей - хорошая возможность для бизнеса. Потому что все экономические процессы ложатся на кофе, у которого прекрасная маржинальность.
Меня поддержал мой отец, он предприниматель, соучредитель Калужского завода «АвтоТрейд». Ему понравилась моя идея, потому что на примере маленькой кофейни можно потренироваться во всех процессах «производства» на небольших суммах. Мне вообще очень сильно помогли родители. Моя семья стала инвестором этого проекта. Они выделили мне определенную сумму денег и отец заключил со мной договор. По нему мы работаем всё время: каждый месяц я отдаю ему 50% прибыли. Их инвестиция стала очень хорошим подспорьем и базой. Мне не пришлось занимать деньги у сторонних организаций, поэтому не так страшно было ошибиться. В общем, мне очень помогла моя семья. И в том числе, в принятии каких-то первых стратегических решений, потому что было тяжело переходить из позиции студента-академиста в управленца и нанимать первый персонал, принимать быстрые важные решения.
Честно, я не могу себе представить лучшей предпринимательской школы, чем когда твой родитель может передать тебе какой-то скилл на опыте, на практике. Это самый лучший университет.
Начать бизнес было несложно, потому что духа авантюризма было много, и из-за дистанционного учения в университете было много свободного времени. Правда, было рискованно из-за того, что это был 20-й «ковидный» год и я не имела опыта работы в общепите. Я осознавала, что мне нужен хороший шеф-бариста, хороший менеджер, по сути - директор, который именно будет тащить на высоком уровне весь кофейный сюжет. И вот с поиском такого подходящего человека, конечно, были проблемы, но и этот вопрос со временем решился.
Первая команда, которая у меня была, удивительно подходила к ситуации запуска проекта, потому что мы работали буквально круглыми сутками. Ты в 12 часов возвращаешься домой, в 8 утра просыпаешься, и всё, идёшь опять работать. Было очень классно и здорово, но напряжение было очень большое, и психологическое и физическое. Сейчас это всё вспоминается, как очень классный драйвовый опыт, второй раз уже так никогда не будет.
Но если бы можно было перенестись во время, когда стоял выбор открыть кофейню или что-то другое, я думаю,что я бы снова открыла «Посткультуру», учитывая все её сегодняшние перспективы. Если говорить про частности, был бы другой логотип, визуальная общая канва была бы немного иная. С точки зрения кофе ничего бы не поменялось, просто меньше времени потратили бы на постановку кофейных процессов. Как социокультурный проект в сфере креативных индустрий, «Посткультура» была бы еще наглее, еще масштабнее, потому что сейчас более широким взглядом уже на это смотришь и понимаешь, в какую сторону двигаться.
Можно освободившуюся сумму пустить на развитие, на проведение мероприятий. Трудно было поверить поначалу, что это вообще возможно: ты просто делаешь свое дело и получаешь от государства дополнительные средства для развития бизнеса. Мне очень жаль, что, начинающие предприниматели часто не знают о том, что можно обратиться за господдержкой. Это хороший инструмент для качественного роста, особенно для начинающегося бизнеса.
А тем, чтобы кофейня регулярно работала, каждый день открывалась, варила кофе и просто функционировала, занимается сейчас мой директор - Надя. Мы с ней находимся на связи ежедневно, просто уже как родственники. При этом я занимаюсь стратегическими вещами, организацией наших дополнительных активностей, которые не связаны непосредственно с работой кафе.
Мы привыкли все-таки быть некой школой, мы очень любим брать людей без опыта и обучать их с нуля. Нам очень нравится это делать, потому что в таком случае мы получаем изначально неуставшего от общепита человека и есть вероятность, что он останется у нас на длительный срок. Было бы здорово нам всем нашим кофейным комьюнити работать вместе над эти вопросом- мы готовы вносить свою лепту в этот процесс.
Что меня вдохновляет? Если самое главное в проекте — это люди, то самое вдохновляющее — это те истории и сюжеты, которые у нас с вместе с ними проживаются и случаются. А ещё это наши творческие встречи, когда у людей в буквальном смысле зажигается сердце, и это просто видно в их глазах, они говорят об этом. Из таких примеров, вдохновляющих каких-то сюжетов, могу рассказать про то, как мы приглашали дважды в рамках фестиваля «Циолковский Фест» философа, профессора МГУ, преподавателя онтологии и теории познания Полякову Светлану Викторовну.
То, что кофейня - дело всей моей жизни я сказать не могу. Я занимаюсь разной деятельностью, от поэзии и книжных клубов до бизнес-консалтинга и постоянного обучения в разных сферах. Я думаю, что лучше узко не замыкаться в своей специальности и в своей деятельности. Это очень важный момент для владельца, для руководителя проекта, потому что ты всегда можешь посмотреть на то, что происходит свежим взглядом. Не замкнуться, не запереться в ежедневной рутине того, что в проекте происходит. А всегда на него смотреть объективно, как бы со стороны. Классно быть гибким, сохранять критическое мышление.
Мы открыты к сотрудничеству. Очень любим участвовать во всевозможных выездных мероприятиях, с кейтерингом, временной точкой. Очень ждем стрит-фуд фестиваль «Калуга.Улица. Еда.» в августе. Надеемся, что нашу заявку примут и мы сможем в нем поучаствовать. В прошлом году, например, нас позвали наши дорогие поставщики, любимые наши контрагенты, обжарщики «Сварщицы», поварить кофе на забеге на Яченском водохранилище. Еще мы стояли на заводе «Элмат», там была «Ночь заводов». Мы очень рады, что нас довольно часто и в разных форматах приглашают. Вот как такая кейтеринговая, выездная, кофейная история.
Беседовала Юлия Лапина