Истории успеха: Игорь Скляр
Игорь Скляр.jpg
Вести бизнес по-армейски для соучредителя «КМК-Завода» и амбассадора калужского центра «Мой бизнес» Игоря Скляра дело привычное. Предприниматель окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное военное училище. После стал вести успешный бизнес по производству металлической мебели – сегодня многие позиции продукции «КМК-Завода» включены в каталог министерства обороны. Участвуют в плановой комплектации воинских подразделений, стоят в пунктах теплового обогрева арктических войск.

Игорь уверен – за любым успешным бизнесом стоят принципы, которые применимы и в армии, и в жизни, и в работе. Накануне Дня защитника Отечества мы попросили его выделить основные из них.

1. Слово офицера.

Старая, добрая традиция. Раньше на Руси аналогом ему было «Купеческое слово». Если договорились, ударили по рукам, то сделка состоялась. Принцип работает везде – и среди военных, и в честном бизнесе. Здесь главное – доверие к клиентам и поставщикам.

2. Теория шести рукопожатий.

Военные говорят: «Если два выпускника военного училища за 5 минут общего разговора не найдут трёх общих друзей, то один из них – шпион». Так и в бизнесе. Деловые связи играют очень большую роль. Даже общаясь в новом бизнес-сообществе всегда находишь общих знакомых, которые могут рекомендовать тебя как надёжного партнёра.

3. Продуманный план действий.

Всегда важно иметь под рукой продуманный план действий, причём не только на сегодня-завтра, но и на неделю, месяц, год. И действовать по этому плану. Однако сейчас мир нестабилен, поэтому действуют и следующие принципы.

4. Готовность к нестандартным решениям, использование уникальных преимуществ.

Всегда есть дилемма: «Мы будем жить по уставу или по жизни». Бывает, что по уставу вопрос не решить. Нестандартные ситуации требуют необычных решений.

Например, у нас каждый новый клиент – это нестандартная продукция. Так у нас появились новые разработки: сушильные шкафы для одежды, тележки для хранения и зарядки ноутбуков. Бывает и такое, что рискуем. На старте бизнеса вышли на рынок со своими верстаками и инструментальными тележками Toollbox. Акулы мебельного производства тогда крутили у виска. А потом пришло узнавание этой продукции по оранжевому цвету. И теперь даже лидеры рынка оформляют свои изделия в похожий оранжевый цвет.

Ещё расскажу про уникальные преимущества, которые нас выручили в пандемийный год. Тогда многие предприятия закрыли, кроме тех, которые производили необходимую в той ситуации продукцию. «КМК-Завод» тоже приостановил работу. Но случилось так, что наши инструментальные тележки стали нужны на производстве средств первой необходимости для медицинских учреждений. В тот момент региональные власти повели себя гибко. Они учли этот запрос и разрешили нам изготовлять тележки. Поэтому мы продолжили работать, обеспечивая продукцией наших медиков.

Теперь армейский пример. Когда стране потребовались военные для работы в горячих точках в 90-х годах, то оказалось, что больше всего востребованы выпускники тбилисского училища. Из-за их уникальных преимуществ. Дело в том, что наше учебное заведение оказалось единственным в СССР, где готовили к стрельбе в горных условиях – отсутствия видимости противника. Горжусь своими товарищами, которые приняли участие в боевых действиях.

5. Умение быть готовым ко всему.

В армии всегда нужно быть готовым подняться по тревоге. Если солдату говорят, что его где-то высаживают надолго, то надо взять необходимые вещи и сухпаёк. Так вот, если рядовой берёт всё, что под рукой, то хитрый старшина берёт с собой паёк на неделю.

И так в бизнесе. Если завтра, или прям сейчас надо сорваться в командировку, провести с партнёром переговоры, то текущие дела откладываешь и действуешь по обстоятельствам. В бизнесе мобильность – очень важная вещь. Но кроме неё у предпринимателя с собой ещё должен быть запас полномочий и компетенций, которые позволят принять верное решение или заключить выгодный контракт.

6. Технология «Кайдзен» (японская философия непрерывного совершенствования рабочих процессов – прим. авт.).

В армейской среде технология «Кайдзен» присутствовала всегда. Есть даже такая шутка. Три солдата хотели уйти в увольнение. Тогда командир сказал им, указывая на рядового, который косил траву, что отпустит, если каждый внесёт предложение, которое облегчит этот труд. Первый солдат предложил привязать к косе грабли, другой прицепить тележку, чтобы солдат не только сразу убирал, но и складывал траву. Пока третий думал, солдат сам повернулся к ним и сказал: «Вы мне ещё фонарь дайте, чтобы я ночью косил».

В бизнесе рацпредложения вносят сотрудники. Их решения улучшают производство, уменьшают потери времени на передвижения, ненужные согласования. Делают процесс более эффективным. Поэтому нужно давать своим специалистам больше свободы для новых идей, поощрять их за рацпредложения. Потому что в итоге выигрывают все – и сотрудник, у которого увеличится выработка, а соответственно и зарплата, и руководитель, который в полном объёме выполнит договорённости с заказчиком.

6. Конкуренция.

В военном деле – война, в бизнесе – неправомерные действия конкурентов. Они переманивают сотрудников. Распространяют негативные слухи. И прежде, чем доводить ситуацию до крайней точки, нужно попробовать договориться. В деловых кругах мы рекомендуем знакомым проверенных партнёров, иногда из конкурентной среды. Можем взять совместные заказы. Тогда конкуренция работает на клиента. Он получает качественную продукцию и услуги. При этом зарабатывают все – и мы, и наши «надёжные» контрагенты)

7. Приказ должен быть исполнен.

И в армии, и в бизнесе этот принцип должен выполняться беспрекословно. Плох тот руководитель, который даёт приказы и не контролирует их исполнение.

В процессе работы многие замечания или распоряжения забываются. Есть армейская поговорка «Лучше тупой карандаш, чем острый ум». Я своих сотрудников давно приучил – не надо говорить, пишите в любые удобные вам мессенджеры. Правильно формулируйте свои вопросы письменно и также получайте на них письменный ответ. В итоге руководители и коллеги будут верно понимать запрос, давать точную обратную связь. И сотрудник не потеряет время на лишние разговоры.

8. Актуальность.

Вся документация, прайс-листы – всё, что нам необходимо ежедневно, должно быть актуально на сегодняшний день. Этот принцип действует и в армии, и в бизнесе, и в жизни.

У меня есть пример, когда новому сотруднику выдали каталог с устаревшей информацией. Он стал задавать вопросы, чем вызвал моё недоумение. Когда стали выяснять, оказалось, что у него каталог пятилетней давности, и кроме него такой каталог выдали и другим сотрудникам. Получается, что несколько работников пользовались старыми данными. И только один из них подошёл и спросил. А если бы никто не спросил? Тогда люди работали бы по устаревшим стандартам, и продукцию по причине негодности пришлось бы утилизировать.

Так что не надо ждать момента, когда вопрос может перерасти в срочную задачу, на решение которой понадобятся дополнительные ресурсы. Нужно сразу выяснять причину, проводить утилизацию, убирать устаревшую информацию, чтобы не вводить в заблуждение специалистов.

9. Горизонтальные связи в коллективе.

А вот это уже из бизнеса. В армии вертикальная, чётко интегрированная структура. Для бизнеса время – слишком дорогой ресурс, поэтому все стараются выстроить именно горизонтальные связи. Я сторонник того, чтобы было несколько руководителей, равноправных. Чтобы уравновешивать друг друга. Пусть будут споры, но они должны достигать той золотой середины, которая позволит идти к намеченной цели.

10. Система поощрений.

Самый приятный принцип, который работает везде) Солдатам командиры должны обеспечить нормальный быт, правильное питание, мотивацию.

В бизнесе то же самое – сотрудники мотивированы к повышению в должности, соответственно – статуса, зарплаты. Разработаны показатели эффективности, система оплаты работы во внеурочное время.

Конечно, в бизнесе что-то кажется проще, чем в армии. Но и там, и там люди работают в организациях со своей структурой, взаимоотношениями в коллективе. Везде работники защищены законодательно, их труд регламентирован. Если присутствуют все слагаемые, которые я перечислил, то будет и результат.

Я всегда говорю своим специалистам: «Главное, чтобы вы выполняли работу, на которую пришли. Если вы это делаете ответственно, тогда вам честь и хвала». Тогда все армейские, деловые и жизненные принципы будут работать на сотрудника, обеспечивая ему и комфортные условия труда, и его достойную оплату. А бизнес будет развиваться и зарабатывать.

Подготовила Наталья Новосельцева