Господдержка помогает калужскому предпринимателю сохранять традиции приготовления домашних пельменей и развивать бизнес
Появление в магазинах воротынских пельменей в девяностые годы буквально взорвало калужский рынок полуфабрикатов. Продукцию искали на прилавках, заказывали у знакомых, работающих на оптовых базах. Тонкое тесто, вкуснейшая начинка из настоящего мяса приятно удивили калужан. А компания «Воротынские пельмени» надолго задала высокую планку в своей отрасли.

Основа производства-ручная лепка пельменей.jpg
Сегодня практически все предприятия пищевой промышленности автоматизируют производство, наращивая объёмы. Бывает так, что в погоне за увеличением рынка сбыта их продукция становится однообразной, а покупатель теряется в поиске полезных и вкусных блюд. Но не по этому пути идут руководители воротынских пельменей. Они сохраняют рецептуру высокого качества, которая возможна только при ручной лепке полуфабрикатов.

Сколько стоит ручной труд и где искать кадры. Как не гнаться за модой, сохранить традиции производства и изюминку выбранного дела рассказывает учредитель и финансовый директор ООО «Воротынские пельмени» Сергей Удовиченко.

– Сергей, отмотаем 25 лет назад. Как начинали бизнес?

– С моими компаньонами – офицерами запаса – мы создали его втроём. Приехали в Воротынск из разных мест, в военной части сдружились. После службы встал вопрос, чем заниматься дальше. Наши друзья – тоже военные – подсказали идею изготовления домашних пельменей ручной лепки. Нам она понравилась. Это был 1996 год. Теперь с другом и компаньоном Сергеем Лобановским ведём бизнес вдвоём.

– Помню, как в конце девяностых, мы на кухне ели именно ваши воротынские пельмени. Прошло столько лет, а их вкус и качество не изменились. В чём секрет?

– Мы первоначально определились, что будем заниматься только ручным производством. Конечно, за более чем 20-летний период нашего бизнеса было много предложений по автоматизации. И всегда перед нами стоял вопрос – почему бы не купить автомат, как это сделали конкуренты. Они купили дорогущую итальянскую машину, которая осуществляет полную лепку. У нас был опыт обращения с аппаратами – помогали их настраивать. Нужно понимать, что для них требуется абсолютно другое тесто. И добавки в это тесто, чтобы машина работала нормально. Кроме того, после изготовления полуфабрикатов нужна система шоковой заморозки.
У нас же вся технология построена именно на том, чтобы руками приготовить тесто, наполнение, аккуратненько всё это слепить. Как дома. Затем продукцию мы кладём в холодильник, и она там до утра ночует. Как у каждой хозяйки. Домашние пельмени аппаратами не заменишь.

– Но сложно же всё делать руками. Неужели не стоит на производстве оборудование, которое облегчает труд сотрудников?

– Автоматизирована только одна операция – раскатка теста. Вот смотрите, в день нам нужно сделать, к примеру, 500 кг. Значит должно быть 250 кг теста и столько же фарша. Чтобы составляющие продукции не стояли и не портились, мы большие этапы разбиваем на малые. На 6-7 замесов. Делаем небольшими партиями.
Девочки-повара получают кусок лепёшки из тестораскаточной машины и готовый фарш. Дальше сотрудницы доводят тесто скалкой вручную до нужной тонкости и готовят форму для пельменей. Отмечу, что раньше в семьях резали тесто гранёным стаканом, у нас такого же размера формы. Затем уже пельмени лепят руками.

В компании соблюдают домашние традиции лепки.jpg
– Сколько сейчас человек на производстве и сколько они делают продукции?

– Порядка 50 человек. Делаем от 15 до 20 тонн продукции в месяц. Это не только пельмени. Ещё и котлеты, фрикадельки, купаты, вареники. Пельмени составляют 90% объёма всего ассортимента.
Все говорят – надо автоматизироваться, делать больше. Но для нас, как для предприятия с историей, надо держать качество. Не каждый сотрудник пойдёт на такую тяжёлую работу и не каждый сможет слепить так, как нужно.

– Тогда откуда берёте кадры?

– Работает наш надёжный, золотой состав. Плюс сегодняшняя ситуация сыграла на руку. Приходят люди, которые ранее работали у нас, потом перешли на заводы. Говорят: «Возьмите нас обратно». Конечно, своих мы с удовольствием берём.

Сотрудницы лепят пельмени с душой.jpg
– 20 тонн – это для малого бизнеса серьёзный объём. Как реализуете продукцию?

– Хороший вопрос. Замечательно, что в Калуге осталась одна крупная местная сеть магазинов. Она берет всю палитру нашей продукции. Нормальные расчеты, никаких жалоб. Есть ещё оптовые базы. Благодаря им продукция продаётся в маленьких магазинчиках по всей области. Работаем и с крупными федеральными сетями.

– Многие местные товаропроизводители жалуются, что сложно зайти в федеральные сети.

– Это действительно так. Но, даже не это основная боль. Федеральные сети требуют большую скидку, что подчас невыгодно. К тому же сырьё дорожает, а процесс согласования изменения цены очень долгий. Мы работаем с двумя крупными федеральными сетями. По их условиям доставка продукции лежит на наших плечах, что влечёт дополнительные расходы.

– Как выходите из этой ситуации?

– Заключили договор с логистической компанией. Нам же требуется специальный транспорт с морозильником. Такой мы не можем позволить себе содержать. С другой стороны, работа с подрядчиками удобна. Мы отдали продукцию, а они несут ответственность за её доставку в надлежащем качестве. В планах – наращивание объёмов производства, чтобы окупать все дополнительные расходы.

– Знаю, что вы обращались за господдержкой. Оказалась ли она полезной?

– Конечно! Мы ушли от арендованных помещений и приобрели здание в Воротынске. Затем обратились за помощью в Государственный фонд поддержки предпринимательства, и нам выделили льготный заём на ремонт. Всё было оперативно, потому что оформлять документы нам помогали специалисты калужского центра «Мой бизнес».

Вдохновлённые успехом, мы встретились с руководителем калужского центра «Мой бизнес» Стефаном Переваловым. Он нам рассказал и о других программах помощи предпринимателям. И так совпало, что они оказались нам необходимыми на тот момент. Встала задача подключения коммуникаций. В частности, газа. Со специалистами центра мы поехали в «Межрегионгаз» и все вопросы утрясли.

В таких моментах поддержка бизнесу необходима: в решении бытовых вопросов, взаимодействии с государственными органами. Калужский центр «Мой бизнес» стал промежуточным звеном между предпринимателями и властью. Кроме этого, нам постоянно поступает информация из центра об изменениях в налогообложении, законодательстве. Проводятся полезные мероприятия и семинары.

После работы с «Моим бизнесом» я очень резко поменял отношение, по большому счёту, к государству. На всех уровнях говорю теперь, что оно реально помогает. Коллеги – другие предприниматели – спрашивают: «Что, в госорганах действительно помогают?». Я отвечаю: «Пойдите, обратитесь. Для вас всё сделают. Там люди для этого и работают». Если бы я знал, что так будет, то начал бы обращаться в центр уже давно.

– Сергей, есть новое помещение, выход на федеральные торговые сети, поддержка государства. Какие дальнейшие планы?

– Хотим на своей же территории открыть собственный магазин. Здесь будет представлен весь наш ассортимент. Хотим привлечь туда и продукцию наших, бабынинских фермеров. Когда всё получится, обратимся за господдержкой нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на рекламу и продвижение. Теперь мы будем больше дружить с «Моим бизнесом» и вместе работать, потому что поняли, что это эффективно. И без всяких проволочек. В центре специалисты подходят к делу с душой. Находят новые решения, мыслят креативно. Это так необходимо нам, предпринимателям с опытом.

Беседовала Наталья Новосельцева

Агентство развития бизнеса

Подписка на похожие новости
Предпринимателям
Фермерам
Экспортёрам
Нажимая кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями Политики конфиденциальности
Поделиться в соц сетях: