О реформе контрольно-надзорной деятельности и мораторию на проверки в 2022 году
Реформа контрольно-надзорной деятельности состоит из нескольких блоков. Это обязательные требования, процедура и форма контроля их соблюдения и возможность обжалования решения надзорного органа.
В начале прошлого года был пересмотрен весь комплекс обязательных требований к бизнесу. Для реализации реформы сформированы 43 отраслевые рабочие группы, состоящие преимущественно из представителей предпринимательского сообщества.
По оценкам этих групп, в результате опроса Аналитического центра при Правительстве общая экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составила порядка 200 млрд рублей в год в ценах 2021 года.
Законодательно были введены нормы, которые не позволяют количеству правил для бизнеса разрастаться. Все требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые вводятся всего два раза в год, а не бесконтрольно как раньше.
По этой причине отраслевые рабочие группы продолжают работу на постоянной основе. То есть сам бизнес непосредственно контролирует поддержание нормативной базы по обязательным требованиям в актуальном состоянии.
Правительство усовершенствовало процедуру проведения контрольных мероприятий. Введена в эксплуатацию система управления рисками. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой - не проверяются.
Сместился акцент от проверок к профилактике нарушений. Это снижает затраты как государства, так и бизнеса.
Таким образом, создана система, при которой бизнесу выгоднее не нарушать, потому что он знает, что к нему придут проверять.
По итогам 2021 года по сравнению с 2019 годом количество проверок снизилось более чем в 2 раза (с 1,5 млн до более 740 тыс.).
Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года – с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором.
На стыке интересов государства и бизнеса зачастую возникают спорные ситуации. Для упрощения разрешения подобных споров была введена процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных органов.
Жалобу можно подать через портал госуслуг – для этого создан новый сервис «Жалоба на решение контролирующих органов» буквально в три клика. А после этого можно в режиме реального времени отслеживать, какие решения по ней принимаются.
По сути бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Государство же постепенно расстается с массой рутинных судебных процессов и значительными затратами на них.
Вся модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собрана в единой информационной системе.
Информация представлена в самых разных разрезах – по видам надзора, по контролирующему органу, по территории. Доступна информация о количество проверок, обжалований, какие решения приняты, какие есть нарушения.
Система помогает менять сознание контрольных органов, потому что с одной стороны данные появляется в режиме онлайн и на них нельзя повлиять. Но в то же время появилась возможность оперативно принимать управленческие решения. В такой системе координат контролер может думать только в одном направлении – как улучшить работу, а не отчетность.
Текущая задача – дальнейшая цифровизация процедур контроля. Это позволит быстро анализировать полученные данные и проводить тонкую донастройку системы, избавляя бизнес от оставшихся бюрократических преград, и при необходимости корректировать законодательство.
10 марта был введён мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране.
Впервые мораторий коснулся всех компаний от малых до крупнейших и всех проверок.
Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов (например, в школах и детских садах) по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов.
Наложен запрет на проверки для IT-компаний до 2025 года.
После введение моратория было отменено проведение более 218 тыс. проверок, из них плановых – более 158 тыс. и внеплановых – 60 тыс.
Экономия в денежном выражении составила от 60 до 80 млрд рублей.
Высвободившиеся ресурсы будут переориентированы на профилактику как меру обеспечения безопасности.
При введении моратория Правительство исходило из необходимости обеспечить баланс между снижением нагрузки на бизнес в сегодняшних условиях и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан.
Усиливается контроль соблюдения ограничений на проведение проверок в текущем году. Для этого на портале госуслуг 15 апреля запущен сервис, с помощью которого бизнесмены и граждане могут сообщить о нарушениях моратория на проверки. Жалоба рассматривается в течение 1 рабочего дня.
В начале прошлого года был пересмотрен весь комплекс обязательных требований к бизнесу. Для реализации реформы сформированы 43 отраслевые рабочие группы, состоящие преимущественно из представителей предпринимательского сообщества.
По оценкам этих групп, в результате опроса Аналитического центра при Правительстве общая экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составила порядка 200 млрд рублей в год в ценах 2021 года.
Законодательно были введены нормы, которые не позволяют количеству правил для бизнеса разрастаться. Все требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые вводятся всего два раза в год, а не бесконтрольно как раньше.
По этой причине отраслевые рабочие группы продолжают работу на постоянной основе. То есть сам бизнес непосредственно контролирует поддержание нормативной базы по обязательным требованиям в актуальном состоянии.
Правительство усовершенствовало процедуру проведения контрольных мероприятий. Введена в эксплуатацию система управления рисками. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой - не проверяются.
Сместился акцент от проверок к профилактике нарушений. Это снижает затраты как государства, так и бизнеса.
Таким образом, создана система, при которой бизнесу выгоднее не нарушать, потому что он знает, что к нему придут проверять.
По итогам 2021 года по сравнению с 2019 годом количество проверок снизилось более чем в 2 раза (с 1,5 млн до более 740 тыс.).
Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года – с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором.
На стыке интересов государства и бизнеса зачастую возникают спорные ситуации. Для упрощения разрешения подобных споров была введена процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных органов.
Жалобу можно подать через портал госуслуг – для этого создан новый сервис «Жалоба на решение контролирующих органов» буквально в три клика. А после этого можно в режиме реального времени отслеживать, какие решения по ней принимаются.
По сути бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Государство же постепенно расстается с массой рутинных судебных процессов и значительными затратами на них.
Вся модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собрана в единой информационной системе.
Информация представлена в самых разных разрезах – по видам надзора, по контролирующему органу, по территории. Доступна информация о количество проверок, обжалований, какие решения приняты, какие есть нарушения.
Система помогает менять сознание контрольных органов, потому что с одной стороны данные появляется в режиме онлайн и на них нельзя повлиять. Но в то же время появилась возможность оперативно принимать управленческие решения. В такой системе координат контролер может думать только в одном направлении – как улучшить работу, а не отчетность.
Текущая задача – дальнейшая цифровизация процедур контроля. Это позволит быстро анализировать полученные данные и проводить тонкую донастройку системы, избавляя бизнес от оставшихся бюрократических преград, и при необходимости корректировать законодательство.
10 марта был введён мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране.
Впервые мораторий коснулся всех компаний от малых до крупнейших и всех проверок.
Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов (например, в школах и детских садах) по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов.
Наложен запрет на проверки для IT-компаний до 2025 года.
После введение моратория было отменено проведение более 218 тыс. проверок, из них плановых – более 158 тыс. и внеплановых – 60 тыс.
Экономия в денежном выражении составила от 60 до 80 млрд рублей.
Высвободившиеся ресурсы будут переориентированы на профилактику как меру обеспечения безопасности.
При введении моратория Правительство исходило из необходимости обеспечить баланс между снижением нагрузки на бизнес в сегодняшних условиях и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан.
Усиливается контроль соблюдения ограничений на проведение проверок в текущем году. Для этого на портале госуслуг 15 апреля запущен сервис, с помощью которого бизнесмены и граждане могут сообщить о нарушениях моратория на проверки. Жалоба рассматривается в течение 1 рабочего дня.
Подписка на похожие новости
Предпринимателям
Фермерам
Экспортёрам
Нажимая кнопку "Отправить", я даю согласие
на обработку персональных данных и соглашаюсь
с условиями Политики конфиденциальности